Mr Puff Moto

Торможение с АБС на мотоцикле - правильная техника

Торможение с АБС

Чем отличается торможение с АБС и без нее? Наверное, все знают АБС – это антиблокировочная тормозная система. Ее назначение целиком и полностью отражено в названии. АБС предотвращает блокировку колес при торможении – ни больше ни меньше. По различным данным, в контексте безопасности на дорогах присутствие АБС на мотоцикле снижает вероятность попадания в смертельную аварию на величину от 30 до 50%. В связи с этим в Евросоюзе все мотоциклы с 2016 года в обязательном порядке комплектуются антиблокировочной системой. В общем, эффективность антиблокировочной системы даже не стоит подвергать сомнению, особенно при использовании мотоцикла на дорогах общего пользования. Учитывая, что стоимость мотоциклов с АБС уже далеко не запредельная, использование для повседневного передвижения мотоцикла без такой системы в большинстве случаев неоправданно.
Перейдем к интересному вопросу.

Торможение с АБС –  ключевые особенности техники на мотоцикле 

Есть две основные точки зрения:

  • Первая состоит в том, что торможение с АБС осуществляется также как и без неё. Сильно останавливаться на этом не буду,  на тему экстренного торможения, торможения в повороте и трейлбрейкинга есть соответствующие статьи и ролики в разделе “Торможение на мотоцикле”. Плюс, недавно на канале Мотоджимхана Че вышел прекрасный ролик о торможении, всем советую посмотреть.
  • Вторая точка зрения заключается в том, что при торможении с АБС мы просто со всей силы бьём по рычагам тормозов и электроника всё делает за нас. 
    В принципе, оба подхода имеют право на существование. Однако, хотелось бы взять лучшее от обоих методов и при этом ни в чем  не проиграть, не правда ли? Для этого давайте чуть подробнее остановимся на плюсах и минусах каждого из способов.

Торможение с АБС – плюсы и минусы различных способов

Первый способ, который требует умения тормозить

В чем состоят плюсы?

  • Во-первых, используя правильную технику торможения, мы можем ездить не только на мотоциклах с АБС. Если вдуматься, это не такой уж и маленький плюс. Скажем, прилететь на самолёте в Турцию, Индию, Тайланд или ещё куда-нибудь и взять напрокат ебрик местного разлива – вполне вероятная вещь. Или просто при случае  покататься на каком-нибудь прикольном винтажном  мотоцикле – думаю никто не откажется. Да и вообще, в один прекрасный момент АБС может отказать. Такое, хоть и нечасто, но случается. В общем, даже если у тебя мотик с АБС – вполне возможна ситуация, когда ты захочешь поездить без этой системы. Умение тормозить при этом, мягко говоря, не будет лишним.
  • Второй плюс правильной техники торможения с АБС – возможность использовать трейлбрейкинг. Для нормального перехода от торможения по прямой к трейлбрейкингу абсолютно необходимо научиться подавать нужное усилие на тормоз, правильно модулируя его в зависимости от угла наклона мотоцикла. Просто при торможении в пол это делать не выйдет.
  • И раз уж зашла речь о поворотах, то затронем и третий момент – экстренное торможение в поворотах. Как самый минимум нужно понимать, что АБС не увеличивает сцепление шин с дорогой и общее количество сцепления, которое мы можем потратить на торможение и поворот от наличия АБС не зависит. С обычной системой при одновременном наклоне и торможении также спокойно можно упасть, превысив силу трения покоя в пятне контакта. С угловой АБС это сделать сложнее, но всё равно, если, к примеру, 80% сцепления тратится на поворот, то на торможение придется только 20%, то есть торможение будет неэффективным. Навык правильного экстренного торможения в повороте крайне полезен для любого мотоциклиста. 

Второй способ – полностью положиться на электронику

По большому счету плюс будет только один, но очень значительный. При торможении с АБС в пол мы исключаем ошибку недотормаживания. Ошибка эта невероятно сильно распространена среди тех, кто не практикуется в экстренном торможении. А даже те, кто практикуется, часто недотормаживают на скользком покрытии, потому что тренируются на нормальном асфальте. 
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? 
Чтобы в полной мере использовать возможности торможения на мотоцикле с антиблокировочной системой следует обучиться правильной технике торможения как по прямой так и в повороте. АБС в данном случае будет выполнять роль страховки от перетормаживания. И, раз уж присутствует такая страховка – можно не бояться перетормозить, ничего страшного не случится. Такой подход не имеет в себе никаких минусов кроме, собственно, того, что надо учиться тормозить. Но, учитывая что совершенствование своих навыков сильно повышает удовольствие от управления мотоциклом – вряд ли можно это назвать большим минусом.

Подведем итог. АБС – отличная система, реально спасающая жизни. На дорожном мотоцикле это незаменимая вещь и она должна быть. Однако, как бы это не казалось, она не замещает умение тормозить, а всего лишь является страховкой от перетормаживания. И техника торможения на мотоцикле с антиблокировочной системой точно такая же как и без неё, с той лишь разницей, что при торможении абсолютно не надо бояться пережать тормоза