Mr Puff Moto

Передачи на мотоцикле - какую выбрать?

В сети часто можно наткнуться на вопросы “Когда надо переключаться”, “На какой передаче ехать на такой-то скорости”, “Можно ли крутить двигатель, а если да – то насколько сильно” и так далее. Отвечают на них обычно вроде: “Ну, поезди, почувствуй когда переключаться, со временем сам поймёшь”. Мне лично хочется более обоснованного ответа, поэтому давайте разберемся в вопросе.

Передачи на мотоцикле. Принципы переключения.

Вообще, зачем мы переключаем передачи? По большому счету, с помощью переключения передач мы подстраиваем скорость вращения коленвала двигателя под скорость вращения ведущего колеса. То есть, вопрос “Какую мне выбрать передачу для данной скорости?” можно переформулировать как “Какие обороты двигателя мне выбрать для данной скорости?”. И действительно, если мы видим, что обороты слишком высокие – мы переключаемся вверх. Если наоборот, слишком низкие – то вниз. Таким образом, работа с коробкой передач сводится к поддержанию оборотов двигателя в оптимальном для нашей текущей задачи диапазоне. 

Какие обороты выбрать?

Как понять, какие обороты в какой ситуации являются оптимальными? Для этого полезно взглянуть на график мощности двигателя своего мотоцикла. Производители обычно такой график не предоставляют, что очень печально, но для большинства мотоциклов такой график можно найти в интернете, если постараться. Конкретно этот график – от моего мотоцикла, но принцип везде одинаковый. 


Итак, что мы тут имеем? У нас изображено два графика: график зависимости крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала и график зависимости мощности от частоты вращения коленвала. Давайте начнем с графика крутящего момента. Как нетрудно заметить, он совсем не ровный, то есть двигатель на разных оборотах работает с разной эффективностью и выдает разный момент. График крутящего момента ценен тем, что по нему легко определить в каких диапазонах оборотов двигатель работает наиболее эффективно.
Что же касается мощности – это ни что иное как произведение крутящего момента на скорость вращения коленвала, выраженную в радианах в секунду. Мощность получается в Ваттах. Если мы хотим оперировать более привычными лошадиными силами и оборотами в минуту – то чтобы получить мощность надо момент умножить на обороты и поделить на 7032. Это к вопросу о том, что лучше и нужнее – мощность или крутящий момент. На самом деле у двигателя, у которого крутящий момент на каких-то оборотах больше и мощность на этих же оборотах будет больше. То есть сама постановка вопроса – что лучше, мощность или крутящий момент некорректна без указания задач и желаемого рабочего диапазона оборотов. 
Давайте вернемся к выбору правильных передач или оптимальных оборотов. 
Допустим, наша задача максимально быстро разогнаться. Для максимально быстрого разгона двигатель должен совершить как можно больше работы за минимальное время. Иными словами нам требуется наибольшая мощность. Смотрим график мощности, видим, что зона максимума находится в пределах 6-7тысяч оборотов. Соответственно наша задача во время разгона с помощью переключения передач поддерживать обороты в районе 6-7тысяч.
Теперь, что если нам надо разогнаться, но не супер быстро, , а так, спокойно? Особого смысла выдавливать максимальную мощность нет, можно  немного  сэкономить топливо и ресурс и переключаться так, чтобы держать двигатель в области максимального крутящего момента. В данном случае это 5-6тысяч.
В случае если мы вообще никуда не разгоняемся, а просто едем с постоянной скоростью то большая мощность нам не требуется. В этом случае имеет смысл держать обороты в зоне первого пика крутящего момента, в данном случае это примерно от 2800 до 3400. Держать обороты ниже нет особого смысла, потому что топливо-воздущная смесь начинает сгорать неоптимально и повышается расход бензина, плюс, в случае если понадобится быстро ускориться то придется ждать пока двигатель раскрутится до оптимальных оборотов. Насчёт движения с постоянной скоростью ещё стоит сказать что где-то после 80-90км/ч мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха начинает очень быстро расти и удваивается где-то на каждые 40км/ч. То есть, например, на 160 требуется в 4 раза больше мощности чем на 80, хотя скорость выше всего в 2 раза. Аналогично и при езде в горку. Даже если мотоцикл  позволяет  держать низкие обороты, лучше всё равно  переключиться на пониженную чтобы иметь запас по ускорению.