Mr Puff Moto

Управление мотоциклом - работа со взглядом

Взгляд при управлении мотоциклом

Управление мотоциклом сопряжено с определенными опасностями, поэтому хороший обзор – очень важный момент. Однако, очень часто при движении по дорогам видимость ограничена какими-то элементами ландшафта, либо другим транспортом. Вдобавок к этому бывает ещё снижение видимости в темное время суток, в туман, в дождь или при низком солнце. Плюс, зрение, особенно периферическое, имеет свойство сильно ухудшаться при недостатке сна, переутомлении, переохлаждении или общем болезненном состоянии. Учитывая все эти причины, приходится каким-то образом компенсировать недостаток обзора.

Управление мотоциклом – потенциальные опасности

Какие меры можно предпринять?

  • Во-первых можно скорректировать свое положение и скорость для того чтобы улучшить себе обзор. Например, в слепом повороте можно снизить скорость и занять внешнюю траекторию. В этом случае будет видно намного дальше и будет больше времени на реакцию.
  • Во-вторых можно искать какие-то косвенные признаки, указывающие на ситуацию впереди. К примеру, если автомобили впереди тормозят и в одном и том же месте подпрыгивают – можно с уверенностью сказать что там какая-то яма или кочка.
  • В-третьих можно искать и реагировать не только на непосредственную опасность, но и на потенциально опасную ситуацию. И, хотя, далеко не каждая потенциально опасная ситуация превращается в реальную, подобный подход значительно экономит время реакции и дает гораздо более выгодные условия если угроза всё-таки возникла. Чем выше риск – тем большего внимания требует к себе потенциальная опасность. И если потенциальных опасностей несколько – следует мысленно расставить им приоритеты в соответствии с величиной угрозы.
  • После этого, в зависимости от дальнейшего развития ситуации можно либо следить за ними дальше либо предпринимать какие-либо активные действия.

Обзор, планирование, реакция

Давайте соберём все вышесказанное и систематизируем. Сделаем себе что-то типа алгоритма.

  • Во время управления мотоциклом мы располагаемся в потоке так, чтобы видеть как можно больше и как можно дальше.
  • Стараемся по максимуму использовать весь доступный обзор, не исключаем периодическую проверку зеркал.
  • Не забываем про правильную постановку взгляда.
  • Используя какие-то косвенные признаки, заранее распознаем потенциально опасные ситуации, расставляем их по порядку по величине опасности.
  • В соответствии с этим порядком распределяем на них свое внимание.
  • Не зацикливаемся на какой-то одной ситуации.
  • При необходимости реагируем на предполагаемую угрозу ещё до того, как она станет непосредственной.

Практически в любой ситуации выгодно подстроить своё положение на дороге и скорость для наилучшего обзора, оценить возможные угрозы, распределить взгляд и внимание на них и при необходимости реагировать ещё до того, как ситуация станет аварийной. Таким образом, мы используем свои главные козыри – обзор, маневренность и динамику.

Управление мотоциклом – типичные опасности

Остаётся добавить, что для успешного определения потенциальных опасностей  полезно знать их основные виды. Некоторые из них не совсем очевидны и не сразу приходят в голову. Поэтому имеет смысл заранее заняться этим вопросом. В частности, я могу порекомендовать “Дорожные Стратегии” Дэвида Хафа. Там описано несколько десятков различных типичных аварийных ситуаций и разобраны способы как их избежать. Книжка эта есть на русском языке в свободном доступе в интернете. Как вариант, можно также посмотреть разные видео с авариями, причем не обязательно с участием мотоциклов. Ситуации, как правило, схожие. Только разбирать их надо не с точки зрения кто виноват и что делать. Полезно понять в чём именно заключалась опасная ситуация, как можно было ее вовремя заметить, какие признаки на нее указывали и как можно было на них реагировать, чтобы угроза из потенциальной не превратилась в реальную.

Поначалу может показаться, что управление мотоциклом – слишком сложная задача, и в реальном времени будет невозможно успеть всё обдумать. В начале, скорее всего, так и будет. Для того, чтобы привыкнуть к такому режиму постоянного обзора и планирования рекомендуется сначала ездить помедленнее, чтобы успевать все обдумать и даже можно вслух самому себе проговаривать свои наблюдения и размышления о дорожной ситуации. В скором времени такой режим работы сознания будет восприниматься как нечто само собой разумеющееся.